Шаг – 2. Оборона военно-морской базы Ханко 22 июня- 2 декабря 1941
Полуостров Ханко (по-русски — Гангут), расположенный при входе в Финский залив, с первых дней Великой Отечественной войны стал важнейшим стратегическим пунктом. Первая атака на базу была совершена уже 22 июня 1941 года, но никакого серьёзного ущерба вражеские бомбардировщики нанести не смогли. Зато на базе началась эвакуация гражданского населения, которое успели вывезти в Ленинград до развёртывания полномасштабных боевых действий. А ещё через три дня, 25 июня, защитники базы узнали, что в игру вступила и Финляндия. Защитники Ханко не только не пропустили в Финский залив ни одного крупного вражеского корабля, который мог бы представлять серьезную угрозу для Ленинграда, но и оттянули на себя в самый решительный момент значительные силы противника. Оборона полуострова длилась 164 дня и закончилась
2 декабря 1941 года. Защитники ушли непобежденными. Они оставили форпост, подчинившись приказу Верховного главнокомандования. Писатель Евгений Львович Войскунский — участник боев на полуострове Ханко — рассказывает, как это было.
«Финский залив был сильно минирован, и каждый такой переход сопровождался большими потерями. Транспорт был набит людьми страшно. Во втором часу ночи погас свет, и раздался ужасающий взрыв. Это была мина. За ним – второй. Мы были вместе с Михаилом Дудиным, который потом стал знаменитым поэтом. Кругом паника, крики, что тонем… Настроение, конечно, жуткое. Не то чтобы страх, а тоска какая-то… Нам сунули носилки, и мы с Дудиным носили из трюма раненых в каюткомпанию – там врачи развернули лазарет».
Советская береговая артиллерия, полуостров Ханко, 24 августа 1941 года
Во время обороны полуострова Е.Л. Войскунский стал писать фельетоны и очерки в газету «Боевая вахта» (позже «Красный Гангут»), выходившей на Ханко.
«Нас, участников обороны Ханко, уже мало осталось. Мне порой даже не верится, что я там был в ранней юности. Похоже на сон. Вот только головные боли от контузии… и горький запах горящего леса, словно бы застрявший в ноздрях на всю жизнь, и, конечно, впечатаны в память ночные взрывы мин в Финском заливе. Все это было, было… Когда в октябре 1940 года нас, молодое пополнение, везли на пароходе на полуостров Ханко, мы ничего о нем не знали. Потом уж разглядели его на карте — такой сапожок на стыке Финского и Ботнического заливов, обсыпанный, будто крупой, множеством мелких островков».
В первый год Великой Отечественной войны 164-дневная оборона этого небольшого полуострова на юго-западе Финляндии прогремела на всю страну. Среди бойцов-ханковцев находился поэт М.А. Дудин, вдохновлявший своими стихами защитников на правый бой и укреплявший их веру в победу. Вот одно из его стихотворений, опубликованное в газете «Ленинградская правда».
«За кровь друзей неповторимых,
За тех, кто голову сложил,
За слёзы девушек любимых,
За тех, кто смерть не пережил.
За плач ребёнка возле груди,
Убитой матери своей,
За смертный разговор орудий,
Осатанелых батарей.
За грохот бомбы среди ночи,
За то, что мёрз, и мок, и дрог,
За то, что видел ты воочью
И в памяти своей сберёг.
За то, что ночь чадит пожаром,
За поднесённый к горлу нож –
Ответь врагу тройным ударом,
Найди его и уничтожь!»
Трескин Анатолий Владимирович (1905-1986) — реставратор, живописец, график.
Во время Великой Отечественной войны Трескин служил в РККА и был военным художником. Он получил звание старшего лейтенанта административной службы. Но он работал не только как художник. Анатолий Владимирович своей смелостью и отвагой показывал пример многим. Он был награждён орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны» II степени. А.В. Трескин принимал участие в обороне полуострова Ханко и блокадного Ленинграда, создавая портреты героев-моряков и лётчиков, а также работая над плакатами и листовками. Эти портреты — отдельная страница его жизни. На нас смотрят словно живые люди с этих картин…
Трескин А.В. Портрет Героя Советского Союза капитана III ранга С.А. Осипова, 1943 год.
После войны Трескин продолжил свою деятельность в области реставрации и восстановления памятников истории и культуры. Он участвовал в реставрации монументальной живописи Мариинского и Малого Оперного театров, залов Эрмитажа и Русского музея, а также парковых павильонов и дворцовых залов Ораниенбаума, Царского Села, соборов Новгорода, Пскова и Суздаля.
Несмотря на мужество защитников ВМБ Ханко, её оборона не имела большого значения в связи с отступлением Красной Армии по всему фронту. Финское командование справедливо оценило значимость Гангута и не стало рисковать боеспособными частями. Так или иначе, гарнизону удалось ненадолго остановить продвижение противника в сторону Ленинграда и помешать вражескому флоту проникнуть в Финский залив.
После капитуляции Финляндии Советский Союз отказался от прав на аренду Ханко и от дальнейшей эксплуатации базы, так как никакой военной выгоды и пользы она не представляла. Оборона Гангута стала ярким примером подлинного героизма и самоотверженности красноармейцев.
Источники:
- Великая Отечественная война 1941-1945 : [Электронный ресурс]. — Москва : ДиректМедиа Паблишинг : Новый Диск, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — (Классика энциклопедий).
- Исаев, А. В. Великая Отечественная война 1941 — 1945 : самая полная иллюстрированная энциклопедия / А. В. Исаев, А. Драбкин. — Москва: Яуза, 2023. – 703 с.
- Аллилуев, А. А. 164 боевых дня / А. А. Аллилуев, Н. И. Слесаревский. – Санкт-Петербург, 2003. – 80 с.
- Чернышев А. А. Оборона полуострова Ханко / А. А. Чернышев. – Москва : Издательский дом «Вече», 2011.