Как в Твери боролись с «зеленым змием»

В 1913 году по инициативе Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников проводился первый праздник трезвости. Празднование было намечено на 28-29 апреля. Союзом создавался специальный организационный комитет, ко­торый должен был разработать программу праздника для Петербурга и коорди­нировать деятельность 14 отделений союза на периферии.

Идею Трудового союза христиан-трезвенников одобрили 18 епархиальных архиереев, которые отдали приказ о проведении в день праздника в церквях своих епархий специальных проповедей о вреде пьянства. В Твери с проведением этого празд­ника возникли трудности. Сторонники трезвеннического движения в Тверской епархии убедили местные духовные власти провести праздник. Празднование предлагалось перенес­ти на 5 мая, т. к. не хватало времени на подготовку. Была разработана програм­ма торжества. В этот день планировалось все разрозненные общества трезвости, которых насчитывалось около 200, объ­единить в одно целое: создать Тверское епархиальное общество трезвости. Но этим планам не суждено было осуще­ствиться. Губернатор так и не дал от­вета на прошение о разрешении празд­ника трезвости.

Праздник трезвости в Твери состоял­ся позднее, 29 августа, когда было при­нято решение о проведении уже Всерос­сийского праздника. Но и в этот раз местные власти затянули разрешение проведения этого торжества. Решение праздновать 29 августа было принято лишь за день, духовенство было оповещено накануне, а горожане узнали об этом из афиш, расклеенных только вечером перед са­мим праздником. Поэтому праздник прошел не особенно грандиозно.

Тем не менее, торжество состоялось. По церквям за богослужением произ­носились проповеди о вреде пьянства. В городе распространялись антиалкого­льные листки. Так как антиалкогольной литературы своевременно не запасли, то это были «Добрые уроки», издания Власьевского общества трезвости. В Спасо- Преображенском соборе, главной церк­ви города служил епископ Арсений.

К концу обедни к собору прибыли крестные ходы из села Власьево (за 10 верст), Христорождественского жен­ского монастыря, Александровско- Нев­ской при станции церкви и церкви Крестовоздвиженья. Особою торжествен­ностью отличался крестный ход из села Васильево, родины первого общества трезвости в Тверской губернии. Молебен на соборной площади служили епископы Арсений и Гавриил при участии всего городского духовенства и при большом стечении народа. Соборную площадь украшали многочисленные хоругви и иконы.

В Твери в это время проходили мис­сионерские курсы, поэтому их слушатели приняли активное участие в празднике. В соборе горячую речь, вызвавшую слезы на глазах молящихся, произнес владимирский миссионер священник А. Акципертов, а на площади во время мо­лебна — московский миссионер Ю. Н. Варжанский.

После молебна крестные ходы пошли обратно. Крестный ход во Власьево при­шел только к 9 часам вечера. В это время в некоторых пунктах города (народной аудитории, помещении кружка любителей православия (за Тверцой), народный читальне при Морозовской фабрике, Власьевской чайной состоя­лись народные чтения.

Так наши предки боролись с пьянством. А что же мы? Тревожно наблюдать, как в настоящее время антиалкогольная кам­пания начинает затухать. Все реже и реже мы встречаем антиалкогольные публикации в прессе. Телевидение и ра­диовещание последовательно отошли от этой злободневной темы. ВДОБТ (Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость) ока­залось мертворожденным, бюрократическим плодом. Конкретных, эффективных дел по обузданию «зеленого змия» прак­тически не наблюдается.

Нам такой праздник не провести. Это бесспорно. Но что-то подобное городские власти могли бы попробовать организо­вать, может быть, в рамках программы Дня города.

По материалам газеты «Смена» от 16 ноября 1990 года  

 

Loading