Верность тверскому классицизму

Имя замечательного архитектора XIX века Ивана Федоровича Львова не очень хорошо известно жителям нашего края, специалистам в истории русского искусства. Знают его лишь краеведы, исследующие каменную летопись Твери. А между тем сорок лет своей деятельности он отдал Твери, бессменно возглавляя на посту губернского архитектора всю строительную деятельность в губернии.
Талантливый и на редкость трудоспособный мастер, Львов с завидным постоянством развивал классические традиции в застройке тверских городов, тем самым продолжая деятельность бригады Петра Романовича Никитина и своих предшественников на посту губернского архитектора – Федора Штенгеля, Андрея Трофимова и Николая Легранда.
Иван Федорович Львов родился в 1797 году (по другим источникам – в 1799 году) в обер-офицерской семье. Службу начал в Москве, поступив в возрасте 11 лет в Штат межевой канцелярии копиистом. Образование получил в школе Экспедиции кремлевского строения в Москве, когда там преподавал молодой Карл Росси.
В 1816 году он сдал экзамен на звание младшего архитекторского помощника 2-го класса и начал самостоятельную работу в Комиссии для строения в Москве.
В январе 1824 года Иван Львов приглашен тверским губернатором Николаем Всеволожским занять вакантную после отставки по болезни Николая Легранда должность губернского архитектора. К прошению Львова было приложено свидетельство директора Комиссии для строения князя Цициянова о том, что «Львов поведения отличного и должность свою исполняет со знанием и расторопностью».
Уже первые самостоятельные работы молодого архитектора показали его добротную профессиональную выучку. Церковь Вознесения с колокольней в Твери (1825-1828) – свидетельство верности классическим, выверенным канонам.
В первый год деятельности Львова была создана Тверская губернская дорожная и строительная комиссия, которая вплоть до середины 1860-х годов вела интенсивное строительство городов и сел. Она занималась перепланированием улиц, строила церкви, общественные здания, мосты и переправы, выдавала «планы и фасады» по заказам владельцев жилых домов. Всей этой грандиозной работой руководил И.Ф. Львов, разъезжая по губернии и подписывая составленные им и немногочисленными помощниками чертежи.
Роль Львова в застройке Твери долгое время оставалась неизвестна, хотя ему принадлежит в ней важное место. В первой половине XIX века в Твери в соответствии с генеральными планами конца XVIII века повсеместно продолжается строительство. По образцовым проектам, разработанным бригадой Никитина, а впоследствии Федором Штенгелем, столичными архитекторами в 1809-1812 гг. возводились дома с типичными элементами русского классицизма: рустованным первым этажом, оконными наличниками, сочетанием прямоугольных и полуциркульных окон, колоннадами. Более тщательные архивные поиски позволят выявить авторство замечательного тверского зодчего в частной жилой застройке города.
В 1830-1840-х гг. активно застраивается центральная ось города – Екатерининская (Советская) улица. Одно из наиболее примечательных зданий на ней – Дворянское собрание (Дом офицеров) – построено по проекту И.Ф. Львова в 1842-1844 годах. Тогда же перед входом в здание был засыпан Владимирский ров тверского Кремля и сделана перепланировка улицы. Строгость внешнего облика этого здания контрастирует с великолепием интерьеров – роскошной лестницей в вестибюле и величественным залом. Коринфские колонны держат богатый карниз – подножие для кариатид второго яруса, заказанных известному русскому скульптору Ивану Витали. В прихотливом рисунке архитектурных деталей этого зала чувствуется влияние столичного мастера А. Штакеншнейдера, точное знание выдающихся зданий обеих столиц, в том числе колонного зала благородного дворянского собрания в Кремле.
Возможно, впечатление от этой парадной залы легло в основу описания бала Ф.М. Достоевским в его романе «Бесы» (глава «У Тихона»), в котором во многих деталях мы узнаем Тверь: «Помещение, впрочем, было достаточное хоть бы и для «всего» города, почти блистательное. Большая «Белая зала» огромного дома предводительши, хотя и ветхой уже постройки, была великолепна, в 30 (28) футов высоты, с расписанным по-старинному потолком с золотыми украшениями, в два света, с хорами, с зеркальными простенками, с красной по белому драпировкою, со старинною наполеоновского времени мебелью, протянутою вдоль стен, белою с золотом и обитою красным бархатом на красном энтаблементе».
Львов и его помощник старицкий архитектор Матвей Чернятин были удостоены благодарности и подарка от тверского дворянства.
В 1840-х годах Львов и выпускник Академии художеств архитекторский помощник Карл Гейденрейх перепланировали площадь перед Путевым дворцом и Спасским собором и возвели здание мужской гимназии с благородным пансионом (здание ТГМУ), дворцовую вахту в виде одноэтажного здания с колонным портиком (лекционный зал музея).
В это же время по проектам Львова в Твери возводятся колокольня церкви Иоанна Предтечи, придел церкви Сергия, ведется расширение церквей (пристройка приделов, трапезных) Рождества Христова в Рыбаках, Троицкой за Волгой и Белой Троицы, Всех Скорбящих Радости (Живоносного источника) и других. На примере этих культовых сооружений мы можем убедиться, насколько тактично архитектор подходил к зданиям, построенным его предшественниками, в числе которых Белая Троица – жемчужина тверской архитектуры XVI века: спланированные им классические объемы органично вписываются в архитектуру церквей XVIII века.
В Тверской губернии Львов проектирует и наблюдает за строительством церкви святого Духа и колокольни, составляющей единый ансамбль с древней, XVI века, Смоленской церковью в селе Кушалине, где использован один из его любимейших приемов – мощная ротонда с полуциркульными окнами, величественные колонные портики. Близка этому ансамблю по композиции и Казанская церковь в селе Бели-Кушальские (1824-1842). Многое из построенного И.Ф. Львовым не дошло до нас, как, например, разобранная Преображенская церковь в селе Спас на Сози, от которой сохранилась трапезная и колокольня.
Ряд построек И.Ф. Львова в эти годы продолжают перестроенные почтовые гостиницы в селах Городне, Медном, Выдропужске, хлебные магазины в Осташкове, Входоиерусалимский собор в Торжке (1842), гостиный двор и Троицкая церковь в Вышнем Волочке (1839), общественные здания и собор в Зубцове, церкви, общественные и жилые постройки в Бежецке, Красном Холме, Кашине, Старице, Ржеве и других городах. Об огромном объеме работ, выполненных к 1843 г., свидетельствует список И.Ф. Львова, в котором среди множества сооружений более 50 сельских храмов, построенных им менее чем за 20 лет.
В 1850-х годах Львов осуществлял проект перестройки теплой церкви св. Варвары в Тверском Успенском Отроче монастыре, входившей в состав большого корпуса монастыря (на этом месте в 1930-е годы построен Речной вокзал), сделал рисунок ее иконостаса.
Один из прекраснейших монастырских ансамблей классицизма – Нилову пустынь на озере Селигер – Львов завершает в 1838-1839 годах постройкой монументального псевдоготического корпуса архиерейских, братских и настоятельских келий, гранитной набережной. Эта работа велась совместно с архитектором из Осташкова Егором Свинкиным.
Отдадим дань памяти и уважения другим, мало известным исследователям русского провинциального зодчества архитекторам, работавшим в середине XIX века вместе с И.Ф. Львовым и учившимся у него: в Твери – городовой архитектор Петр Колодка, в Торжке – Иван Ананьин, в Весьегонске – Александр Зеленский, в Вышнем Волочке – Егор Телятников, в Осташкове – Егор Свинкин. Созданные ими здания по-прежнему определяют облик тверских городов и сел.
И.Ф. Львов трудился в должности тверского губернского архитектора до 1865 г. Его дом находился на улице Трехсвятской.
Н. Курочкина, искусствовед
Газета «Смена» №12 1988 г.

Loading