Верхневолжский Калейдоскоп

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ

Краеведы ЦГБ им. А.И. Герцена проводят большую исследовательскую работу по выявлению документов об исторических, архитектурных и культурных объектах Твери. Результатом их работы становятся библиографические, биобиблиографические очерки, указатели, статьи.


Пошел я от Спаса святого златоверхого..

Уроженец Тверской земли Афанасий Никитин прославил себя и свою малую Родину беспримерным «хожением» в неведомую и загадочную страну Индию. Составленные тверским купцом путевые заметки «Хожение за три моря» — уникальный литературный памятник 15 века

В Индии русский путешественник особенно интересовался тем, что производит, продает и покупает страна, религиозными и бытовыми особенности жизни индусов. В своих записках он перечисляет товары, большие приморские торговые города и крупные ярмарки.

Разъезжая по городам Индии, тверской купец собирал также сведения о далеких и неизвестных ему странах, о состоянии и численности войска шаха, его военных походах.

Большой знаток русских исторических источников Николай Михайлович Карамзин оценил значение записок Афанасия Никитина «Хожение за три моря», принадлежащих к числу лучших творений древнерусской литературы. «Доселе — писал он в своей «Истории государства Российского», — географы не знали, что честь одного из древнейших описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… что индийцы слышали о ней (т.е. о России.) прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии».

«Хожение за три моря» переведено на многие языки мира. Его автор входит в число известных путешественников, оставивших значительный след в истории географических открытий эпохи средневековья.

Информационно-библиографический отдел подготовил видеоролик «Пошел я от Спаса святого златоверхого…», посвященный путешествию тверского купца «за три моря».


Калинин – «джинсовая столица» СССР.

После Олимпиады 1980 г. в Москве некоторые западные фирмы захотели обосноваться на советском рынке, например, финские и итальянские. Так итальянские бизнесмены появились г. Калинине. Они искали производственную площадку для изготовления джинсовых брюк.

Калининская швейная фабрика специализировалась на выпуске мужской готовой одежды — костюмов, брюк, пиджаков. Кроме этого здесь выполняли спецзаказы для министерства обороны.

1983 г. Цех № 1, джинсовый поток. Идет проверка качества (слева направо) инструктор производственного обучения цеха Кулькова Е., начальник ОТК Макарова Л.М., заместитель начальника ОТК Ягольникова М.В., инструктор производственного обучения цеха Лапина В.И., контролер ОТК Изотов В.И., переводчица и итальянский специалист Джузеппе.Большую, а может быть и главную роль в том, что итальянские бизнесмены выбрали Калининскую швейную фабрику для организации производства джинсовых брюк, сыграла главный инженер фабрики Галина Михайловна Крюкова. Она встретилась с итальянскими специалистами и убедила их сделать ставку именно на это предприятие. Это ее предвидение, настойчивость, талант руководителя позволил Калининской швейной фабрике стать первым предприятием в СССР по выпуску джинсовых брюк. Когда Тверь еще была Калинином, древнее имя нашего города уже гремело на всех просторах бесконечного СССР. Всякий молодой человек знал, что «Тверь» — это советские джинсы. Название «Тверь» придумали работники фабрики. Для этого на фабрике организовали конкурс на лучшее название. Так появилась марка джинсов «Тверь».

В 1980-1981 гг. на Калининской швейной фабрике один из цехов, цех № 1, переоборудовали для запуска джинсовых брюк из импортной ткани на отечественном оборудовании. Технологи сделали разделение труда, описали все операции, сделали распланировку, оборудовали рабочие места. И цех приступил к изготовлению джинсовых брюк, юбок. Ткань использовали импортную, фурнитура поставлялась с отечественных предприятий. Этот ассортимент пользовался повышенным спросом у покупателей.

По качественным и количественным показателям коллектив цеха убедил руководство, что ему можно доверить производство джинсовых брюк на импортном оборудовании.

В 1982 году началось техническое перевооружение фабрики. Для того, чтобы фабрика смогла выпускать новую продукцию, была закуплена лицензия итальянской фирмы «Малифичио Кальцифичио Торинезе С.п.А.». Лицензия включала в себя высокопроизводительное оборудование, технологию производства джинсовой одежды, конструкцию джинсовых брюк и юбок 5-8 моделей. Кроме того, итальянцы должны были обучить советских специалистов, произвести наладку оборудования и поставлять ткань и фурнитуру.

Параллельно с выпуском джинсовой продукции на отечественном оборудовании шла подготовка к приему импортного оборудования. Цех отремонтировали, сделали наливные полы, на окна сшили нейлоновые занавески цвета молодой травы.

Для рабочих изготовили нейлоновые рабочие халаты приятного серого цвета, мастера получили халаты синего цвета, начальник цеха – коричневого. Это было необходимо, т.к. джинсовая ткань очень сильно красила руки, лица рабочих и мастеров. Чтобы не было раздражения на коже рук от частого мытья, работников цеха снабжали глицериновым мылом, кремом.

В начале 1983 г. начальника джинсового цеха и специалиста из службы главного инженера направили на обучение в Италию на фирму «Риорда», где шили джинсовые брюки и другой ассортимент. Фирма находилась недалеко от г. Турина. Специалисты Калининской швейной фабрики знакомились с производством, разговаривали с рабочими, инженерами, руководителями проекта. Как любой профессионал, они очень быстро нашли с работниками производства общий язык, понимали друг друга даже без переводчика.

Вникали во все мелочи, стояли у каждой работницы, описывали все их приемы: где у нее лежат детали, как она их берет, куда кладет и т.д. Из таких мелочей складывается продолжительность операции. Это очень важно для производства.

По приезду в Калинин на расширенном совещании инженерно-технических работников и руководства фабрики был заслушан отчет о поездке. На основании отчета были разработаны мероприятия для исполнения всеми службами и внедрения их в производство.

На фабрике поступающее новое оборудование устанавливали взамен старого, проводили обучение работников с помощью прибывших специалистов из Италии. Такого высокопроизводительного автоматизированного оборудования в Калинине тогда не знали. Каждые двадцать секунд с конвейера должна была сходить готовая пара джинсов. Но очень быстро, к удивлению итальянцев, швейники освоили новое оборудование, стали выполнять и перевыполнять нормы выработки, выпускать джинсы высокого качества. На страже качества стоял фабричный отдел технического контроля и итальянские специалисты. Огромную роль в успешном освоении нового ассортимента сыграли и моральные стимулы. Чувствовать, что ты выпускаешь остромодную продукцию, такую нужную для народа продукцию, было престижно, вызывало определенную гордость.

Ткань для джинсов поступала из Индии, Греции, ФРГ, фурнитура — из Италии, нитки – из Иваново. Ткань по качеству отличалась друг от друга. Например, джинсовая ткань из Греции была очень жесткой. В процессе производства джинсы необходимо было вывернуть с изнанки налицо. Из-за жесткости ткани у работниц при выполнении этой операции сильно болели руки. Фабричные изобретатели придумали устройство, с помощью которого выполнить операцию стало намного проще и легче.

В 1980-х гг. Калининская швейная фабрика испытывала дефицит кадров, не хватало рабочих основной специальности – швей. Но джинсовую линию постарались укомплектовать, в основном за счет учащихся ГПТУ № 2. Заработная плата работников почти не отличалась от средней заработной платы по фабрике. Правда, премии за выпуск новинки получали неплохие.

В мае 1983 г. первая партия калининских джинсов поступила в продажу. Ажиотаж стоял невероятный. В Калинин за джинсами ехали со всего Советского Союза. Некоторые известные люди приезжали прямо на фабрику, чтобы приобрести джинсы. Например, приезжал народный артист СССР Юрий Владимирович Никулин.

В магазине «Мужские костюмы» на площади Капошвара очередь вытягивалась на сотни метров, иногда приходилось даже останавливать движение транспорта.

На освоение проектной мощности ушло полгода, джинсов стали производить не миллион пар, как планировалось, а миллион сто тысяч. И все равно их не хватало.

Даже сами швейники с трудом могли купить джинсы. В цехах и других подразделениях фабрики составлялись списки желающих и через фабричный комитет устанавливали очередность. Приходилось ждать, когда подойдет твоя очередь.

Стоимость джинсов была приемлемой – 45 рублей, в несколько раз ниже, чем у спекулянтов.

В первой половине 1980-х гг. джинсовая мода в мире не стояла на месте.

Впрочем, этот ажиотаж не отменял того факта, что во всем остальном мире в первой половине 1980-х джинсовая мода не стояла на месте. Классические джинсы уходили в прошлое, появились джинсы с эффектом старения (технология «stone wash»).

Кроме того, в моду стремительно входили модели новых форм и расцветок – «бананы», «бермуды», «стрейчи». Конечно, джинсы «Тверь» пыталась конкурировать с веяниями моды: на прилавках магазинов появились стиранные джинсы, джинсы новых моделей.

В 1986 году фабрика закупила и установила еще две технологические линии – по пошиву джинсовых юбок и курток, которые пользовались спросом у покупателей.

К концу 1980-х гг. на советский рынок хлынули дешевые джинсы из Китая и Турции, конкуренцию с которыми джинсы «Тверь» не выдержали (из-за цены).

Но как бы то ни было, именно в Калинине (Твери) в 80-е гг. прошлого века наладили промышленный выпуск первых и единственных в истории джинсов советского производства. А Калинин стал «джинсовой столицей» СССР, хотя и неформальной.

Источники: Воспоминания бывшего начальника «джинсового» цеха Т.А. Смирновой.