Малоизвестные факты из истории Твери

По следам Беринга.

От Твери до Тихого океана…

Великая Северная экспедиция 1733-1743 годов — грандиозная исследовательская экспедиция на северо-восток России. В результате её деятельности впервые была произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережья Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии. Русские корабли первыми прошли морским путем из России в Японию. По результатам экспедиции был издан первый «Атлас Российский». Итогами второй камчатской экспедиции до сих пор пользуются ученые всего мира.

Тверь играет значимую роль в успешной реализации экспедиции. Именно отсюда 286 лет назад на судах по Волге отправилась экспедиция на северо-восток России под командованием капитана-командора Витуса Беринга.

Тверь была выбрана сборным пунктом экспедиции, так как удачно располагалась на волжских берегах. Река Волга в Центральной России была главной транспортной артерией, а Тверь – самым крупным портовым городом на Волге. И Беринг понимал, как направить огромное количество грузов за Урал в летний период так, чтобы к зиме перебросить их за Уральский хребет. За навигацию через Тверь проходило до 4000 разнообразных судов, тверские лоцманы работали от Казани до Санкт-Петербурга. В городе были расположены судовые верфи, работающие круглый год. Наличных денег, выделенных Витусу Берингу Сенатом, хватало только на покупку одного судна. Но этого было недостаточно для перевозки всех членов экспедиции и необходимый груз. Требовалось еще не менее 6 кораблей. И они были построены в Твери за счет городского бюджета. Тверь помогла финансово Великой Северной экспедиции. Строительством судов для плавания по Волге и Каме руководил капитан флота, «русский Колумб» Алексей Ильич Чириков.

В начале 1733 года из Санкт-Петербурга в Тверь направились сотни груженных судовыми материалами и походной утварью подвод. К концу марта 1733 года в Твери собрались 573 члена основного состава экспедиции, а также исследователи с семьями, слугами. Никогда еще в Тверь, имеющую население 10 000 человек, не прибывало одновременно почти 1000 гостей.

3 мая 1733 года на тверском причале прошел торжественный молебен в честь отхода первого судна экспедиции. На молебне присутствовали все морские офицеры во главе с Витусом Берингом и Алексеем Чириковым. Кроме них, присутствовали глава провинциального магистрата, дворянство, купечество. Были построены солдаты Тверского гарнизона. Сопровождаемое воинской музыкой и барабанным боем первое судно с передовым отрядом на борту ушло вниз по Волге на Казань. В течение двух месяцев еще пять вновь построенных судов были успешно спущены на воду и отправились на восток страны. На шестом судне в начале июля 1733 года Тверь покинул капитан-командор Витус Беринг.

До конца сентября 1733 года по распоряжению «Правительствующего Сената» на тверской верфи достраивалось седьмое судно для ученых. 14 сентября 1733 года на барке по Тверце в Тверь прибыли натуралист Иоганн Гмелин, историограф Герхард Миллер, астроном Людовик Делиль де ла Кроер, студенты, среди которых будущий первый российский академик Степан Крашенинников. Около двух недель ученые изучали Тверь и ее окрестности, делали записи, зарисовки, брали образца грунта, вели метеонаблюдения, собирали травы.

26 сентября 1733 года седьмое судно с учеными на борту покинуло Тверь.

Не все участники похода, продлившегося 10 лет, вернулись. Но имена многих навсегда останутся в истории России.

По результатам экспедиции Россия впервые предъявила всему миру свои границы с точными географическими координатами.

Источники:

Материал подготовлен краеведческим исследовательским центром «Землепроходцы»

Loading