Ржевский след Николая Гоголя

С Тверским краем связаны имена многих классиков русской литературы. Среди них – Николай Васильевич Гоголь. Он бывал в Ржеве, где в течение двух десятилетий жил и служил духовный наставник писателя о. Матфей (Матвей) Константиновский, один из ярчайших православных миссионеров и проповедников XIX в. Тема встреч и переписки Николая Гоголя и о. Матвея Константиновского подробно освещена в книге тверского протоиерея Алексея Расева «Очерк жизни в Бозе почившего ржевского протоиерея о. Матфея Александровича Константиновского». Также малоизвестные подробности жизни писателя и священника предстают перед нами благодаря свидетельствам Елизаветы Николаевны Бастамовой (урожденной Алмазовой, родной сестры поэта Бориса Алмазова). Ее воспоминания были опубликованы в газете «Тверская жизнь» в мае 2000 года.   

«Николая Васильевича Гоголя я видела один раз в Москве в 1850 году. Он приезжал к моей родственнице Шереметьевой. Шереметьева пригласила меня, чтобы дать мне случай повидать Гоголя. Нас было всего трое – я, Гоголь и Шереметьева. Гоголь, видя, с каким благоговением я смотрю на него, обратился с речью прямо ко мне. «Университеты, — говорил он, — не нужны и вредны для русского человека… Русскому человеку нужна только грамота…Нам нужно учиться у дьячков»…  Эти речи произвели на меня очень странное впечатление; по наружности он произвел на меня впечатление больного – небольшого роста, с бледно-желтоватым, даже зеленоватым лицом. Познакомилась же Шереметьева с Гоголем очень оригинальным образом. Была она раз на одном парадном обеде, на котором присутствовал и Гоголь. Старушка Шереметьева была большая оригиналка. У нее были стриженые волосы, и она ходила в чепце. После обеда она повесила свой чепец и повесила перед собой на палку, бывшую у нее в руках. Увидев это, Гоголь рассмеялся и попросил познакомить с ней. Гоголя представили ей: он развалился, почти разлегся, около нее на диване. «Батюшка, я вижу, ты большая знаменитость, но можешь вести себя все-таки поприличнее», — сказала она Гоголю. Это смутило, даже ошеломило Гоголя. Он начал с нею разговор, и они после этого разговорились и долго мирно беседовали. С этих пор Гоголь и стал бывать у Шереметьевой, и между ними даже завязалась переписка.

Когда я жила в Ржеве, мне рассказывали, что в 1851 году приезжал в Ржев Н.В. Гоголь, чтобы побывать у о. Матвея Константиновского. О. Матвей даже и не подозревал тогда, что он виделся со знаменитым писателем – с таким смирением держал себя перед ним Н.В. Гоголь. Уже после, спустя долгое время, в разговоре с Тертием Ивановичем Филипповым он, между прочим, сказал ему, что у него был какой-то Николай Васильевич Гоголь. «Ведь это знаменитый писатель», — пояснил Т.И. Филиппов. Тогда о. Матвей прислал ко мне за сочинениями Гоголя, чтобы познакомиться с ними.

О. Матвей был замечательный проповедник, свои проповеди всегда говорил экспромтом на какой-либо текст из Евангелия, читанный за богослужением. Говорил он очень просто, с частыми примерами из жизни. Сам он был строгой жизни, великий постник, но от других не требовал строгого соблюдения поста. Он был всегда такой жизнерадостный.

Во время нашествия французов многие храмы были разграблены и осквернены, мощи выброшены из рак. Рассказывают, что раскольниками в это время была похищена глава святого Саввы. Однажды ночью к о. Матвею постучался один раскольник, скрывавший лицо, и передал главу святого Саввы. О. Матвей созвал духовенство и с большими почестями перенес ее в собор. Вскоре после этого, как говорят, вызвал о. Матвея к себе городничий и спрашивал его, как он не схватил этого человека. Потом сделан был по этому поводу донос на о. Матвея. На допросе требовали, чтобы он сказал имя человека, принесшего ему голову. Он отвечал, что может назвать этого человека только одному государю. Его потребовали в Петербурге. Был ли он допущен к государю и что он говорил с государем – это осталось не известным никому. Известно только, что государь задержал его в Петербурге на целую неделю, заставлял служить его в дворцовой церкви и пожелал выслушать его проповедь. О. Матвей после рассказывал, что в начале обедни, на которой присутствовал государь, он чувствовал себя очень смущенным, но после прочтения дьяконом Евангелия успокоился и забыл все. «Мне удалось хорошо сказать при государе», — говорил после о. Матвей. Глава святого Саввы была отправлена после этого в Тверь.

Раскольники ужасно не любили о. Матвея и даже подожгли его дом. Его проповеди так сильно на многих действовали, что раскольники считали его совратителем. Когда умирал раскольничий беглый поп Василий, о. Матвей явился к нему со своими дарами и с такой силой увещевал его раскаяться перед смертью, что тот ломал руки и, очевидно, страдал очень сильно, но не сказал ни слова. «Вспомни, брат, что ты был таким же священником, как я», — говорил ему о. Матвей. Поп Василий так и не сказал ни одного слова; в соседней комнате стояли раскольнические начетчики и рвались убить о. Матвея, если его увещевания подействуют на умирающего. После этого раскольники особенно озлобились на о. Матвея за то, что он приезжал обращать их попа.

Однажды явился в собор А.П. Толстой (крупный чиновник, обер-прокурор Синода), много наслышанный об о. Матвее. В церкви он стоял впереди всех. О. Матвей по обычаю произносил проповедь. На этот раз он начал проповедь так: «Многие приходят в церковь с разными намерениями: одни приходят помолиться, другие покаяться, а иные посмотреть и послушать, что скажет поп». Говорил все это он, уставившись глазами на Толстого. Толстой очень смутился и тотчас после обедни сделал ему визит. С этого времени началось между ними знакомство».      

Газета «Тверская жизнь», май 2000 года (краеведческий вестник «Живая вода»).                                

Loading