В Михайловском зале Центральной городской библиотеки имени А.И. Герцена с 15 по 31 марта демонстрируется книжно-иллюстративная выставка «Пишу без вымысла. Я, прежде всего, репортёр», посвященная 115-летию со дня рождения советского прозаика и киносценариста Бориса Николаевича Полевого (настоящая фамилия Кампов).

Имя Бориса Полевого известно далеко за пределами бывшего СССР. Советский писатель, общественный деятель, военный корреспондент и мемуарист, он начал свою литературную деятельность с журналистики. Он родился в Москве, но в возрасте пяти лет переехал вместе с родителями в Тверь.

Первая очерковая повесть Полевого – «Мемуары вшивого человека». История создания этой небольшой книги – своеобразный эпиграф к литературной судьбе писателя. Он получил задание от редактора войти в контакт с главарями преступного мира и прожить в их среде некоторое время под видом московского «вора в законе», а потом опубликовать серию очерков. «Командировка» 18-летнего юноши в мир преступников удалась, хотя не раз жизнь его висела на волоске. Через год вышла книжка, замеченная и даже кратко отрецензированная Максимом Горьким. Это была работа, в которой начинающий прозаик впервые сформулировал свой творческий принцип: «Пишу без вымысла!».

Самую первую заметку молодого автора напечатала газета «Тверская правда». С 1924 года статьи начинающего журналиста регулярно печатали городские издания «Смена», «Пролетарская правда» и «Тверская деревня».

В 1941 году писатель из Твери переехал в Москву. Оттуда он был направлен на фронт в качестве полевого корреспондента газеты «Правда». За годы войны им было собрано столько материала, что хватило на несколько книг, вышедших после победы. Всесоюзная слава и мировая известность пришли к автору в 1946 году, когда вышла самая знаменитая его книга «Повесть о настоящем человеке». Позднее по этому произведению был снят одноимённый художественный фильм.

На выставке представлено несколько книг Б.Н. Полевого. Среди них важное место занимает произведение «В конце концов. Нюрнбергские дневники». Это репортёрские записи, сделанные в те давние дни. Эта книга очень актуальна, ведь уже в наше время за рубежом стали появляться статьи, авторы которых пытаются взять под сомнение справедливость решения Международного Военного Трибунала и даже объявить сам процесс исторической ошибкой.

Ещё одна книга автора «Повести о настоящем человеке», с которой вы можете познакомиться на нашей выставке, — дневник военного корреспондента «В большом наступлении». Объединённые дневниковые записи повествуют о том большом наступлении Советской Армии, которое началось сражением под Курском и Белгородом, прошло по дорогам Украины, через Днепр, через Корсунь-Шевченковский котёл и победоносно закончилось первым в истории Великой Отечественной войны выходом наших войск на государственную границу с Румынией и Ясско-Бухарестской операцией. Военный корреспондент «Правды» заносил в свои блокноты то описания боёв, то беглые зарисовки военного быта, то свои впечатления от многочисленных встреч с интересными людьми.

Своеобразным продолжением и дополнением предыдущей книги является сборник «Силуэты». В книге тридцать пять новелл о людях, с которыми автору довелось встретиться в годы войны и впоследствии, во время его многочисленных поездок по стране и за рубежом. Это поэты, писатели, актёры. Рассказы о них иногда становятся литературными портретами, иногда это — короткое воспоминание о каком-то интересном эпизоде, а порой — лёгкий силуэт. В книге чётко намечены две темы: минувшая война и борьба за мир.

В основу следующей книги Б.Н. Полевого, представленной на выставке, — двухтомника «Эти четыре года» — также легли дневниковые записи тех лет. В первом томе автор рассказывает о тяжёлых оборонительных боях поздней осенью 1941 года, о том, как советские войска громили фашистов под Москвой, Сталинградом. Писатель воспевает величие ратного подвига советского солдата, его самоотверженность и героизм.

Помимо описанных выше книг, на выставке вы найдёте и другие произведения автора, а также материалы о его жизни и творчестве.

Приглашаем посетить книжную выставку «Пишу без вымысла. Я, прежде всего, репортёр», которая продлится до 31 марта!

Loading